Продажи дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в последнем квартале 2018 года выросли на 32%, а в целом за год — на 31%, до 11,8 тыс. штук. Причинами роста в конце года в отрасли считают традиционное закрытие бюджетов и ожидание повышения НДС. При этом в прогнозах на 2019 год производители осторожны, опасаясь изменения правил предоставления господдержки. Оптимизм отрасли внушают обещанные крупные инвестпроекты по строительству инфраструктуры, что должно стимулировать спрос.

 

Рынок ДСТ и спецтехники в РФ в 2018 году вырос на 31%, до 11,8 тыс. штук, сообщила АЕБ (учитывает импорт и технику, произведенную на заводах зарубежных концернов в РФ). В 2017 году сегмент на фоне низкой базы предыдущего года рос на 49%, и в АЕБ замечали, что для восстановления до докризисного уровня нужно поднять продажи еще на 50%.

Теперь продажи несколько превысили ожидания АЕБ (не называются), объем рынка составил 76% от уровня 2013 года, поясняет глава профильного комитета АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов. Средняя цена техники в рублях за пять лет выросла более чем вдвое за счет ослабления нацвалюты и повышения утильсбора, говорит он.

В четвертом квартале, по данным АЕБ, рост показали все сегменты ДСТ и спецтехники, кроме погрузчиков с бортовым поворотом — их реализация упала на 20%, до 264 штук (подробнее см. «Ъ-Онлайн»). Этот спад источник “Ъ” связывает с тем, что они используются для городского строительства, тогда как крупные проекты заявлены в части автодорог и инфраструктуры, где нужна более производительная техника. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что это дешевая техника и рост цен на нее мог быть наиболее ощутим. В целом темпы роста продаж ДСТ и спецтехники в октябре—декабре увеличились на 32%, до 3,6 тыс. штук.

Глава ООО «Либхерр-Русланд» Николай фон Зеела отмечает, что в четвертом квартале заказчики традиционно покупают больше, в том числе за счет отложенного спроса. Руководитель по управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский говорит, что в четвертом квартале завершается освоение бюджетов на строительство, также рынок ждал роста НДС до 20%. В Volvo CE Russia говорят, что рост налога на 2 процентных пункта ощутим с учетом цены ходовой техники в 10–60 млн руб. В Komatsu рост своих продаж связали с участием в федеральных проектах и сборкой в РФ.

В «Росспецмаше» (лобби российских машиностроителей) “Ъ” сообщили, что продажи отечественной ДСТ (без учета прицепов и полуприцепов, коммунальной техники) в 2018 году выросли на 31,5%, до 38,7 млрд руб. По данным «Росспецмаш-Стат» (выпуск 80% ДСТ, производимой в России), в четвертом квартале заводы РФ нарастили продажи на 62%, до 14,5 млрд руб. Наибольший рост в 2018 году в количественном выражении был в сегменте экскаваторов-погрузчиков — 70%, экскаваторов — 49%, катков — 40%. Основными драйверами в «Росспецмаше» считают улучшение качества, расширение номенклатуры, господдержку, а также экономическую эффективность российской техники. В Минпромторге подтвердили данные «Росспецмаша», упомянув меры господдержки (льготный лизинг, субсидирование затрат на НИОКР). Сейчас драйвером для развития отрасли в министерстве считают реализацию майских указов президента.

В АЕБ основным драйвером роста в 2019 году также назвали инфраструктурные проекты, но выразили опасения относительно изменения госрегулирования. Максим Быковский дает на 2019 год прогноз в 10% роста. Андрей Комов отмечает, что в Volvo CE Russia не видят веских причин ориентироваться на негативный прогноз, и упоминает недокомпенсированный отложенный спрос и инфраструктурные проекты. Николай фон Зеела поясняет, что в последние годы спрос на качественную технику для строительства дорог, мостов и тоннелей растет и удовлетворен частично. В Komatsu дают прогноз по росту в 6,4%.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что на итоги продаж в 2018 году в целом оказали влияние эффективные меры господдержки, а в четвертом квартале — оптимистичные настроения рынка относительно инфраструктурных госпроектов.

 

Источник: Коммерсантъ

reshenItog