24 декабря 2018

Экспорт каменного угля – главный драйвер роста грузоперевозок

Железнодорожные грузовые перевозки в России, на которые приходится 45% всего грузооборота в стране, растут три года подряд. В 2018 г. погрузка на сети «Российских железных дорог» (РЖД, принадлежит государству) может достичь 1,29 млрд т, увеличившись более чем на 2% по сравнению с предыдущим годом, прогнозирует госмонополия. Рост обусловлен в большей степени увеличением объемов перевозок внешнеторговых грузов, комментирует представитель РЖД.

 

Впрочем, это лишь позволит приблизиться к результату 10-летней давности – в 2008 г. было перевезено около 1,3 млрд т грузов.

Как и 10 лет назад, больше всего РЖД везет угля. Он же обеспечивает основной рост всей погрузки: его доля выросла с 23% до почти 30%. На втором месте – нефть и нефтепродукты. Замыкают топ-3 строительные материалы. Совокупная доля трех лидирующих категорий в общей погрузке РЖД по итогам 11 месяцев 2018 г. составила почти 58% (в 2008 г. – около 56%). В топ-10 грузов также входят железная руда, черные металлы, удобрения, лесные грузы, промышленное сырье, зерно, химикаты.

«Железной дороге выгодны технологичные перевозки. То есть такие, которые требуют наименьших усилий со стороны железнодорожников. А это в основном перевозки сырьевых грузов», – замечает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Сменили маршруты

Драйвером в погрузке остается каменный уголь из-за его растущего экспорта, говорит Иванкин. Внутренние же перевозки имеют стабильный характер и соответствуют динамике ВВП. Но в последние годы отмечается сильное проседание перевозок строительных грузов – их доля упала с 15,1% в 2008 г. до 9,8% по итогам 11 месяцев 2018 г. Иванкин связывает негативную тенденцию с возросшей конкуренцией с автотранспортом. За 10 лет выросло конкурентное плечо автодоставки, поясняет он: если раньше автомобили активно конкурировали на расстоянии до 350 км, то сейчас это расстояние уже превышает 1000 км.

Кризис 2008 г. изменил и карту перевозок грузов по железной дороге, продолжает Иванкин. «Грузонапряженный Северо-Запад начал терять объемы перевозок, которые развернулись на 180 градусов и начали загружать Транссиб и БАМ, – отмечает эксперт. – Дальний Восток был не готов к такому росту, и буквально за несколько лет пропускная и провозная способность достигла максимальных предельных значений. Зачастую стоял выбор, производить ремонт или везти грузы».

Порты подстраиваются под экспорт

Экспортный потенциал железных дорог за последние 10 лет был удвоен – за счет открытия новых морских портов и модернизации существующих портов и припортовых железнодорожных станций, говорит начальник управления стратегического планирования «Трансфин-М» Юлия Филиппова. За прошедшее десятилетие грузооборот российских портов вырос почти на 80%, а мощности превысили 1 млрд т в год, приводит данные представитель Первой грузовой компании (ПГК, крупнейший частный железнодорожный оператор в России). В первую очередь активно развивались угольные и контейнерные терминалы, терминалы по перевалке минудобрений, рассказывает заместитель начальника департамента маркетинга и стратегического развития Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» РЖД) Мария Литвинова. Но этого все равно мало.

Логистика для комбайнов и автомобилей

Российские производители сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники перевозят свою продукцию в основном (95–100%) автомобильным транспортом, говорит представитель отраслевой ассоциации «Росспецмаш». Исключение – крупные поставки техники на дальние расстояния и поставки в места, где нет автомобильных дорог, но есть железнодорожное сообщение. «Перевозка техники, например тракторов, на расстояние от 1500 км по железной дороге более выгодна», – сказал собеседник. Среди других причин – более простой механизм оформления заказа доставки автотранспортом.

В автопроме железная дорога более популярна. Недавно Lorus SCM (партнер группы «Соллерс», обе компании контролируются Вадимом Швецовым. – «Ведомости»), по словам ее представителя, начала оказывать логистические услуги компаниям Subaru, Ford, «АвтоВАЗ» – автомобили этих марок преимущественно доставляются по железной дороге. Доля перевозок автомобилей родственного УАЗа (входит в группу «Соллерс») в железнодорожных вагонах доходит до 18–20% и этот показатель планируется увеличивать, рассказывает представитель Lorus SCM.

 

Источник: газета Ведомости