28 мая 2018

Офшоризация вместо удара по аппетитам ростовщиков: Чем будет обеспечен экономический рост

В апреле рост составил в годовом выражении лишь ничтожные 1,3%, тогда как еще в январе промышленность росла практически на заветные 3%. Из данных Росстата следует, что хуже остальных себя ощущает сектор производства строительных материалов. Так, по итогам четырех месяцев этого года производство цемента сократилось на 4%, бетона – на 7%, а строительного кирпича и вовсе на рекордные 11,4%.

 

Эксперты говорят, что российская промышленность пока только чудом не угодила в рецессию. Особенно, учитывая постоянное стремление правительства России, по крайней мере, старой его программной версии, содрать с отечественного бизнеса три шкуры в виде налогов. Прямых и косвенных.

"Задача современной налоговой политики – собрать как можно больше налогов при меньшем шуме. Что после этого будет, будет ли развиваться экономика, как будет развиваться сельское хозяйство в расчет не берется. Как будут расти зарплаты – это неважно. Главное, чтобы сейчас не было писка, - говорит президент Ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин. - Такая политика приводит к тому, что предприятиям не выгодно вкладывать деньги в развитие, выгодно выводить их и складывать где-то на Кипре, начать спекулировать. Но не вкладывать в развитие предприятий".

Чтобы предприятия не складывали деньги на Кипре, а оставляли их внутри страны, правительство Медведева блеснуло очередным ноу-хау. Министр экономического развития Максим Орешкин лоббирует создание на территории России офшорных зон: "Этот режим похож на те режимы, которые существуют в других странах, - например, штат Делавэр в США и ряд других. Оттуда тоже взяты те элементы, которые мы считаем применимыми в России, которые являются применимыми в мировой практике".

Максим Орешкин заверил, что в правительстве нет никаких разногласий относительно полезности таких особых зон для экономики и компаний. Он допустил, что они могут быть открыты уже в этом году на острове Русский во Владивостоке и на острове Октябрьский в Калининграде. Впрочем, в экспертном сообществе восприняли очередную инициативу Минэкономразвития настороженно.

Эксперт Комитета Госдумы России по финансовому рынку Ян Арт размышляет: "Если бы мы сказали, что мы вот этот регион хотим развить, поэтому там сейчас делаем особую зону – приходите туда работать, целый, большой регион, а не остров, который формальность на самом деле, - это одно. Если бы мы Ульяновскую область хотели развить и сказали: знаете, Ульяновская область в депрессии находится. Давайте там сделаем все налоги меньше, допустим, на 20% и призовем бизнесменов. Тогда всё понятно. Можно спорить об эффективности, но понятно. Если мы в технопарках в каждом городе это делаем, тоже понятно. Но почему на островах? Что это за зоны?"

Финансист предлагает вместо офшорных зон снизить налогообложение в нужных стране отраслях во всей России, прежде всего, для отечественных производителей, без всяких островов. "Мы на это как бы не рискуем идти", - заключил эксперт.

Не хочет рисковать правительство страны и в вопросе количественного смягчения. Между тем, специалисты уверены, что именно эта мера позволила бы выполнить "инаугурационный" указ президента по росту ВВП в 1,5 раза к 2025 году. Идея "количественного смягчения" проста: если Центральный банк для стимулирования экономики не может использовать ставки, он печатает деньги и покупает на них активы.

О необходимости перехода на осторожное количественное смягчение не раз упоминали в Институте экономики роста имени Столыпина.

"Экономические стимулы должны быть настроены на движение – на динамику, на рост, на модернизацию, на повышение качества жизни. Это рост доступности кредита, снижение ссудного процента, очень осторожное количественное смягчение, подавление инфляции, - заявил глава Научного совета Института экономики роста им. Столыпина Яков Миркин. - Во всех случаях валютный курс помогал экономическому росту. Это очень сильные простые налоговые стимулы для роста и модернизации при снижении налогового бремени, которые сейчас для российской экономики непосильны. Они на уровне континентальной Европы. И налоговое бремя около 40% ВВП – при этом бремени не растут".

Эксперты уверены, что количественное смягчение может стать выходом для Центрального Банка России, который не желает использовать ставки для стимулирования экономического роста, опасаясь роста инфляции. Ведомству Эльвиры Набиуллиной необходимо вспомнить о задаче, которую поставил президент: Россия должна расти минимум на 3% в год, чтобы покинуть список стран-аутсайдеров и занять новую нишу в архитектуре экономического миропорядка. И тогда Росстату не придётся краснеть за скромные показатели, которые демонстрирует отечественная промышленность. Выход из стагнационной ловушки есть – было бы желание.

 

 

Источник: Царьград ТВ