23 июня 2017

Минпромторг запускает стратегию развития строительно-дорожного машиностроения

Рынок специализированной техники ждут изменения – Минпромторг России приступает к разработке стратегии развития строительно-дорожного машиностроения.

 

Отправной точкой для ее разработки станет конференция «Развитие рынка специализированной техники», которая состоится 27 июня в Конгресс-центре Парка Патриот. Мероприятие соберет ведущие российские и иностранные заводы строительно-дорожного машиностроения, производителей коммунальной, лесной, аэродромной техники, комплектующих, дилеров, предприятия, приобретающие специализированную технику, лизинговые компании, представителей Минпромторга РФ, руководство Ассоциации «Росспецмащ», РЭЦ и экспертов отрасли.

Стратегия затронет не только производителей строительной и дорожной техники, а также, коммунальной, лесной, наземной аэродромной техники и производителей комплектующих. В настоящее время Минпромторг уже запустил в работу целый ряд субсидий, которые должны сделать технику доступнее для потребителей, простимулируют производство машин и их экспортные поставки.

Как будут расставлены приоритеты в развитии, ждут ли производителей изменения в принципе начисления утильсбора, как ведомство предлагает бороться с контрафактом? - об этом и многом другом рассказал директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Евгений Корчевой.

 

- Евгений Анатольевич, как Минпром РФ оценивает эффективность работы утилизационного сбора на специализированную технику?

 

- Серьезных проблем по утилизационному сбору нет. Есть несколько обращений от потребителей и импортёров, что по каким-то отдельным позициям сумма утилизационного сбора завышена, а по некоторым, наоборот, сумма сбора низкая. В целом, проблем с утиль сбором нет. Как любой механизм его можно совершенствовать, поэтому мы внимательно рассматриваем все предложения, которые поступают. О чем-то конкретном пока говорить рано.

 

- Рассматривает ли Минпром РФ увеличение размера взимаемого утилизационного сбора путем увеличения базовой ставки и изменения принципа начисления сбора, исходя из объема двигателя транспортного средства?

 

- Этот вариант мы тоже рассматриваем. Сегодняшняя система разложена по видам машин и ее можно совершенствовать, добавляя какие-то виды машин, детализируя их, группировать. Что касается взимания от мощности двигателя - это тоже возможный вариант, но у нас нет технической возможности взвешивать каждую машину, т.к. стоимость утилизации машины, как правило, зависит от ее веса. Есть конечно технические характеристики по массе, но все равно это расчетные величины, и в тоже время есть четкая зависимость между массой машины и мощностью двигателя, который на эту машину установлен. Здесь тоже бывает некий разбег, это не прямая зависимость. Соответственно, есть гипотетическая возможность, вычислив эту зависимость, привязать утилизационный сбор именно к мощности двигателя. Это сделает ставку утилизационного сбора максимально приближенной к стоимости утилизации. Когда группа широкая, возьмем, к примеру, экскаваторы, которые весят от 17 до 32 тонн, понятно, что стоимость утилизации 20-ти тонной машины, будет меньше, чем 32-ти тонной. В сегодняшнем постановлении это одна группа и ставка на эти машины одинаковая. Мы такой вариант тоже изучаем, хотя на сегодняшний день никаких вариантов постановления в Министерстве по изменению ставок и системы взимания утилизационного сбора нет, но мы внимательно рассматриваем все предложения.

 

- Какие меры противодействия производству и распространению контрафактной продукции в отрасли Вы могли бы предложить?

 

- Мы в Министерстве по решению Правительства РФ ведем реестр производителей и изготовителей самоходных машин и прицепов к ним. К каждой самоходной машине выдается паспорт. Что бы этот паспорт получить, производитель самоходных машин должен в этот реестр попасть. Для того что бы попасть в этот реестр, он пишет заявление к нам в министерство. И мы эти заявления рассматриваем и сегодня сталкиваемся с огромным количеством заявлений, которые подаются на контрафактные машины.

Самый массовый пример – это бульдозеры и тракторы ЧТЗ. Есть огромное количество подпольных цехов, и не только Челябинске, где берется старый бульдозер, выпущенный, предположим, 10 лет назад, разбирается, заменяется двигатель и меняются агрегаты - по сути дела происходит восстановление машины. Это нормальный процесс, мы это поддерживаем, но по факту получатся так, что на эту машину выдаются документы, как будто эта машина новая и потребителю продается старый трактор ЧТЗ под видом нового. Конечно, это вопиющий случай. Здесь, во-первых, вводится в заблуждение потребитель, во-вторых, страдают производители, которые являются разработчиками, которые вкладывают деньги в инновации, в оборудование, в производство компонентов, ну а в-третьих, часто, по нашей информации, все эти так называемые серые изготовители, производят эти машины из ворованных деталей с тех же заводов, каких-то производств, либо восстановленных деталей, либо из китайских деталей, которые не соответствуют ни качеству, ни требованиям сертификации. У нас есть замечательное заявление с просьбой включить в реестр производителей некой гаражной организации Новгородской области, в которой работает четыре человека, которые являются производителем строительно-дорожных машин марок Volvo, John Deere и еще 15-ти крупных компаний. Т.е. контрафакт есть, мы это видим, и четко понимаем, как с ним бороться. При этом мы должны так выстроить работу, чтобы не нанести ущерб российским производителям, а наоборот им помочь. Мы видим снижение контрафакта на рынке за счет создания системы, когда он экономически не целесообразен и юридически не возможен. Так же у нас существует комиссия по контрафакту, есть ежегодная конференция по борьбе с контрафактом на уровне Евразийского союза и председателем комиссии является наш министр Денис Валентинович Мантуров.

 

- В ближайшее время будет разрабатываться новая стратегия развития отрасли. Какие предложения Вы могли бы внести?

 

- Предложения мы как раз ждем от участников конференции 27 июня 2017, которая пройдет в Парке Патриот. Мы хотим собрать представителей отрасли, чтобы собрать их идеи, их предложения, их видения, что должна включать в себя стратегия, какие целевые показатели нужно закладывать, как измерять достижения стратегии, каким путем идти, какие есть возможности, ну и к каким результатам мы должны прийти. Для нас очень ценно это мероприятие, чтобы услышать самих представителей отрасли. По опыту подготовки других стратегий, после такого среза общественного мнения, мы уже преступим непосредственно к разработке проекта.

В стратегии обязательно будет отражен процесс импортозамещения и увеличения объема производства. Мы заложим целевые ориентиры по увеличению экспорта, предусмотрев диверсификацию экспорта, что бы мы не зацикливались на экспорте наших машин в одну, две, три страны или только СНГ. Мы считаем, что те разработки, которые у нас есть и будут появляется, должны быть глобально конкурентоспособны в большем количестве стран. Так же в стратегию будут включены меры поддержки, связанные с инновациями, со стимулированием спроса и с поддержкой экспорта.

На наш взгляд это стратегически важный документ, который будет определять горизонты государственной политики в этой отрасли до 2030 года и способствовать привлечению частных инвесторов.

 

- Когда в России начался кризис, отрасль сельхозмашиностроения не только не упала, а показала колоссальный рост. Как Вы думаете, в чем кроется секрет успеха?

 

- Основа этих успехов, в первую очередь, на предприятиях, в коллективах, в компетенциях, в желаниях производителей вкладывать деньги в новое оборудование, в новые разработки и осваивать новые рынки. Без этой основы какие бы меры поддержки не предпринимались, успеха не достичь. Вторая важная составляющая – это конечно же господдержка. К сожалению, сегодня в чистом виде наши российские производители находятся в заведомо неблагоприятных условиях конкуренции ведения бизнеса по сравнению с такими же аналогичными компаниями, расположенными в Европе, в США, иногда и в странах СНГ. Поэтому господдержка позволяет эти условия либо частично, либо полностью выровнять, и создать поле для роста. Еще один секрет успеха – это политика контрсанкций, которые Россия ввела три года назад, и которая сделала выгодным развитие сельского хозяйства и простимулировала еще и спрос на машины. Но пять же, без наличия наших российских производителей и мер поддержки, этот спрос ушел бы на импорт. А так у нас появилось развивающееся сельское хозяйство. В прошлом году 54% всего рынка заняли машины именно российского производства, причем это не сборочные предприятия, а именно производители полного цикла. Что касается строительно-дорожной техники, то здесь кризис отразился негативно. У нас сократились темпы строительства. Этого можно было бы избежать, имея мощный экспорт. Пока в области строительно-дорожных машин у нас отсутствует мощный экспорт. Он конечно есть, но его размеры не так велики, как бы нам хотелось. Но и меры господдержки были только очень отрывистые. Системные меры поддержки к строительно-дорожной отрасли начали применятся только в прошлом году. Вот собственно и разница. То, что успех сельхозмашиностроения можно масштабировать и демонстрировать на других отраслях, в частности в строительно-дорожном машиностроении – это очевидно.

 

- О чем, как участник и модератор сессии, Вы будете говорить на конференции 27 июня 2017?

 

- Для нас основная цель будет послушать предложения представителей отрасли для подготовки стратегии, а также мы преследуем тактическую задачу. Мы в этом году запустили две абсолютно новые меры поддержки – это льготный лизинг российской строительно-дорожной техники. Субсидия составляет 10% от стоимости машины, т.е. некий такой аналог программы 1432 в сельхозтехнике. Льготный лизинг прекрасно себя зарекомендовал в автопроме, поэтому мы в антикризисной программе правительства предусмотрели 2,5 миллиарда на эти цели, за короткие сроки разработали правила предоставления этих субсидий, подготовили нормативную базу, и сегодня это постановление уже работает. Нам нужно как можно быстрее его запустить, что бы потребители почувствовали реальную поддержку, что бы лизинг помог увеличивать спрос на технику российского производства.

Вторая мера – это субсидирование пилотных партий. Эта мера позволяет новым разработкам быстрее реализоваться и дойти до потребителя. Это субсидия до 50% от стоимости машин на первую пилотную партию. Но так как эти механизмы новые, запуск их требует времени, подписания соглашений, работы с потребителями, работы с лизинговыми компаниями, то наше министреское выступление будет с рассказом об этих механизмах, с призывам компаниям как можно активнее участвовать в этих субсидиях.

Ну и третий блок – это поддержка экспорта: это субсидирование участия в выставках, это субсидирование стоимости доставки и субсидирование сертификации и омологации. Очень много мер в этом году мы подключаем для отрасли, поэтому наше основное сообщение компаниям будет эти меры использовать.

 

Справочно:

 

27 июня 2017 года состоится совместная конференция Ассоциации Росспецмаш и Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России «Развитие рынка специализированной техники России». Это первая встреча такого уровня с привлечением представителей АО «Российского экспортного центра», Федерального агентства Росстандарт, потребителей, производителей, дилеров спецтехники (строительной, дорожной, коммунальной, лесной, наземной аэродромной техники), представителей лизинговых компаний.

Участие бесплатное, подробности на сайте: rosspetsmash.ru